Что может, а что не может отрубить «гильотина»

С каждым заседанием рабочей группы «регуляторной гильотины» в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней все более четко вырисовываются границы того, на что можно рассчитывать бизнесу от этого мероприятия.

1. Чего от «гильотины» ожидать можно

1.1. Сокращения количества действующих отраслевых подзаконных актов (различных постановлений, инструкций, положений и т.д.), устанавливающих в сфере ДМДК обязательные требования для хозяйственной деятельности на этом рынке (см. *)

Прежде всего тех, что изданы Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Российской государственной пробирной палатой и Гохраном РФ, а также устаревших актов, появившихся еще при СССР и в ранний период новой России. Например, Росдрагкоммета.

1.2. Сокращения количества самих обязательных требований при ведении хозяйственной деятельности в сфере ДМДК (см. *)

Но не всех, а лишь тех, что относятся к одному из двух видов контрольно-надзорной деятельности:

- федеральному пробирному надзору;

- государственному контролю при ввозе/вывозе ДМДК в/из Российской Федерации.

1.3. Переноса в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» тех обязательных требований, которые ранее были изложены в подзаконных актах (различных постановлений, инструкций, положений и т.д.) (см. *)

Т.е. ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» ожидаемо сильно «разбухнет», пополнившись новыми нормами. При этом сами обязательные требования могут быть изложены в законе несколько иначе, чем они ранее были прописаны в подзаконных актах.  

1.4. В идеале – по инициативе рабочей группы возможно появление двухуровневого отраслевого законодательства, при котором в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» изложены фундаментальные основы политики, цели и задачи государства в сфере ДМДК, только важнейшие и общие для всех участников сферы ДМДК обязательные требования, и единого свода всех обязательных требований для всех хозяйствующих субъектов в сфере ДМДК по каждому виду деятельности и в каждом ее секторе – неких «Правил ведения хозяйственной деятельности в сфере ДМДК» (см. ***)

1.5. Рассмотрение вновь издаваемых или находящихся в разработке подзаконных актов в сфере ДМДК, вводящих или изменяющих обязательные требования (см. **)

1.6. Самостоятельной разработки рабочей группой проектов нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере ДМДК, и участия в обсуждении актов, разработанных регулятором (см. ***)

1.7. Подготовка предложений для других рабочих групп по внесению изменений в нормативно-правовые акты смежных сфер, обсуждаемых на рабочих группах «регуляторной гильотины» (см. ***)

2. Чего от «гильотины» ожидать нельзя

2.1. Нельзя ожидать от «гильотины» изменения государственной политики, целей и задач государства в сфере ДМДК, способов регулирования ведения хозяйственной деятельности на рынке вне оговоренных и утвержденных «целевой структурой» регулирования.

2.2. Нельзя ожидать от «гильотины» изменения актов, содержащих обязательные требований в сфере ДМДК, но не подпадающих под пробирный надзор и государственный контроль при ввозе-вывозе ДМДК.

2.3. Нельзя ожидать от «гильотины» изменения актов и норм, в них содержащихся, изданных или принятых на надгосударственном уровне – в рамках международных договоров и в рамках Евразийского экономического союза.

К данным актам относятся, в частности, таможенное законодательство и вся нормативная база Евразийского экономического союза.

2.4. Нельзя ожидать от «гильотины» изменения актов и норм, связанных с административным и уголовным законодательством РФ.

Наказания за административные правонарушения и нормы УК РФ в сфере ДМДК на «гильотине» не обсуждаются.

2.5. Нельзя ожидать от «гильотины» изменения актов и норм, связанных с налоговым законодательством РФ.

По крайней мере, так обстояли дела на 19 декабря 2019 года, когда проходило второе заседание рабочей группы «регуляторной гильотины». Впрочем, по мере накопления опыта деятельности рабочих групп, Правительство РФ в рабочем режиме корректирует возможности «гильотины». Намерения не имитировать изменение отраслевых законодательств, а в самом деле их улучшать, у правительства есть.

Но есть ли желание радикально улучшать регуляторику отраслей у самих регуляторов? Причем как раз в тот период, когда де-факто их собственная основная задача – обеспечить максимальное пополнение бюджета любым путем? Вопрос интересный.

Можно ли одновременно идти и вправо, и влево? Если снижение обязательных требований к отраслевому бизнесу приведет к снижению издержек государства на администрирование контрольно-надзорных мероприятий, то «гильотина» покажет движение в одном направлении. Но ведь уменьшение сферы контроля снизит «вес» регулирующих и контролирующих ведомств. Готовы ли они к этому? Время покажет.

Выдержки из типового «Положения о рабочих группах по реализации механизма "регуляторной гильотины" при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы» в рамках исполнения федеральными органами исполнительной власти плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" (далее - план мероприятий), утвержденного Председателем Правительства Российский Федерации Д.А. Медведевым (№ 4714п-ПЗ6 от 29 мая 2019 г.)

 

* «в целях обсуждения и согласования новых структур нормативного регулирования в сферах общественных отношений, в том числе проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются или признаются утратившими силу обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования)»

 

** рассмотрение структуры нормативного регулирования, перечня планируемых к принятию нормативных правовых актов, а также соответствующих проектов нормативных правовых актов;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными лицами, содержащих положения, предусматривающие изменение, установление или отмену обязательных требований, проектов документов, не являющихся нормативными правовыми актами, подготовленных в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины";

 

*** разработка и (или) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования по направлениям деятельности;

 

**** разработка проектов решений и внесение мотивированных решений по проектам нормативных правовых актов на обсуждение рабочих групп по реализации механизма "регуляторной гильотины" в иных сферах общественных отношений;

осуществление иных задач по решению подкомиссии.

На разработку нового ФЗ о ДМДК отведен 1 месяц: на что окажется способен коллективный разум бизнес-сообщества?

Колесо запретов: как не превратить «регуляторную гильотину» в профанацию

Ответ запорожским казакам

Средства у нас есть… у нас ума не хватает!

Не революция, но эволюция: заседание рабочей группы ДМДК

Экспертная группа по нормативно-правовому регулированию в сфере оборота ДМДК

Три этапа прохождения «гильотины»