Выйти на внешние рынки ювелирам ЕАЭС поможет консорциум

24 октября свою работу завершает форум «Евразийская неделя», который проходит в Армении (г. Ереван).

Лейтмотивом мероприятия можно считать изменения в таможенном законодательстве стран-участниц объединения. По словам председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна в Таможенном кодексе зафиксированы передовые механизмы, но их выполнение затягивается. В частности, это касается цифрового декларирования, за скорейшее внедрение которого ратуют представители бизнес кругов.

Для ювелирного сообщества пространства ЕАЭС ключевым событием «Евразийской недели» стала панельная дискуссия «Перезагрузка ювелирной отрасли: от мастерских к брендам», которая прошла 23 октября. Производители и поставщики ювелирной продукции вместе с представителями органов власти обсудили насущные вопросы, касающиеся защиты рынка ювелирных изделий, создания ювелирного холдинга ЕАЭС, а также развития евразийской дистрибьюторской сети ювелирных изделий.

В качестве докладчика участие в панельной дискуссии принял Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Гагик Геворкян. Он рассказал собравшимся о том, что за последние 25 лет ювелирная отрасль России претерпела качественные преобразования и многократно нарастила объёмы производства. В 1992 г. она состояла из десятка заводов и нескольких сотен ювелирных магазинов. В год она производила около 20 тонн ювелирных изделий из золота и 30 тонн из серебра. Теперь же в России производится 55 тонн ювелирных изделий из золота и 135 тонн из серебра. Это значительное увеличение, хотя, как отметил Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», в 2013 году — эти цифры были вдвое больше!

Гагик Геворкян:

«Сегодня в отрасли насчитывается 16 000 субъектов предпринимательской деятельности. Из них более 4 000 — это производственные компании, и около 12 000 — торговые. Наиболее актуальные проблемы российских ювелиров на текущий момент таковы: с одной стороны мы наблюдаем снижение покупательской способности, с другой — увеличение цен на ювелирную продукцию. Последняя проблема — увеличение стоимости ювелирной продукции, обусловлена тем, что цены на драгоценные металлы и драгоценные камни определяются не внутренним, а мировым рынком. Они привязаны к американскому доллару и переводятся в рубли по текущему курсу. В такой ситуации настоящим спасением для отрасли может стать существенное увеличение экспорта ювелирных изделий. И в этом вопросе интересы бизнеса и государства совпадают. Для российского ювелирного бизнеса это будет означать увеличение объёмов продаж, объёмов производства, и, конечно, увеличение прибыли. Государство также получит свою выгоду — ведь это будет дополнительный источник валютной выручки и налоговых поступлений. Причём выручки не за счёт экспорта сырьевых ресурсов, а за счёт экспорта высокотехнологичной продукции с большой долей добавленной стоимости…».

В подтверждение своих слов Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России» привёл цитату из Указа Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 г.», где в качестве одной из целей обозначено создание в базовых отраслях экономики (прежде всего в обрабатывающей промышленности) высокопроизводительного экспортноориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Сегодня российская ювелирная промышленность в полной мере обладает всеми необходимыми предпосылками для скорейшей реализации своего экспортного потенциала. Она в достаточной степени обеспечена сырьевыми ресурсами для производства ювелирных изделий, обладает высококвалифицированными кадрами, современным производственным оборудованием и передовыми технологиями.

Тем не менее, перечисляя сильные стороны российской ювелирной отрасли, Гагик Геворкян отметил и слабые.

Гагик Геворкян:

«Для завоевания успеха на новых рынках российским ювелирам не хватает опыта работы на зарубежных площадках, квалифицированных специалистов в сфере внешней экономической деятельности. Сюда можно прибавить и отсутствие средств на маркетинговые мероприятия, а также отсутствие современных технологий продаж. Решением этой проблемы может стать создание на кооперационной основе торговой инфраструктуры. Прежде всего, я говорю о дистрибьюторской сети и торговых площадках, а также о применении современных технологий продвижения товаров».

Действительно, сегодня ни одна ювелирная компания России, Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана не в силах в одиночку освоить столь масштабный проект, каким является создание на внешних рынках торговых площадок с соответствующей инфраструктурой. Именно поэтому идея организации консорциума компаний, нацеленных на освоение новых рынков, в последнее время переходит в формат насущной задачи всех ювелиров ЕАЭС. Для этого потребуется объединение усилий и ресурсов, а также создание общего бренда. В конечном счёте данный экспортный консорциум может стать основным драйвером роста ювелирной промышленности всего Евразийского экономического союза. Этот рост может произойти благодаря созданию стабильного спроса и, как следствие, последующему размещению заказов у участников Евразийского ювелирного рынка.