30 мая 1846 г. родился Карл Густавович Фаберже

Петер Карл Густавович Фаберже родился 30 мая (18 мая по старому стилю) 1846 года в Санкт-Петербурге. Его отец — Густав Фаберже, происходил из немецкой семьи с французскими корнями, и был родом из Эстонии. Мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.

Густав Фаберже даёт сыну прекрасное образование: Карл учится в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, а после — в дрезденской «Хандельшуле». Закончив обучение, будущий триумфатор российского ювелирного искусства отправляется в Европу. Именно здесь он совершенствует свое мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.

Вернувшись в Россию Карл Фаберже трудится в компании отца. Параллельно мастер занимается реставрационной работой, изучает и восстанавливает произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делает это безвозмездно.

В 1872 году Густав Фаберже передаёт сыну свои полномочия. Карл начинает преобразования, которые приводят к ощутимому росту заказов. Вскоре штат фирмы насчитывает более 500 мастеров и художников. Теперь это было по-настоящему крупное ювелирное производство с филиалами в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

В 1882-ом, во время Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве, на изделия Фаберже обращает внимание император Александр III. Благодаря этому Карл Густавович получает покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Императорская семья много путешествует. В качестве подарка принимающей стороне часто преподносятся изделия Фаберже. В Зимнем дворце приходится выделить специальную кладовую для хранения запаса готовых подарков. Император Японии получает пуншевую чашу, канделябры, вазу из агата, серебряный сервиз и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. Китайский богдыхан — две диадемы, серебряные вазы с хрустальными вкладками, графины и шпильку для шляпы.

Ассортимент изделий фирмы Фаберже постепенно расширяется. Его основу составляют ювелирные украшения, часы, столовые приборы, портсигары, шкатулки, рамки для фотографий, ручки для тростей и зонтов, бонбоньерки и т.д. Также, мастера фирмы изготавливают миниатюрные фигурки животных и статуэтки. В качестве материалов используются драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, эмалевые покрытия. Но, безусловно, самым узнаваемым изделием фирмы Фаберже становятся пасхальные яйца-сувениры.

Первое ювелирное яйцо Фаберже создаётся в 1885 г. по заказу императора Александра III. Это был подарок монарха супруге Марии Федоровне. Считается, что данное произведение — вольная интерпретация яиц, изготовленных в начале XVIII века, и император хотел порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомые изделия из датской королевской сокровищницы. Марии Фёдоровне подарок нравится, и фирма Фаберже получает заказ на ежегодное изготовление пасхальных яиц.

Сын Александра III — император, Николай II, наследует от отца эту красивую традицию и каждую весну дарит яйца фирмы Фаберже овдовевшей матушке Марии Федоровне и супруге — Александре Федоровне.

Серия пасхальных яиц для императорской семьи становится настолько известной и популярной, что фирма Фаберже получает несколько заказов от частных лиц. Известно, что семь яиц для своей супруги заказал золотопромышленник Александр Фердинандович Кельх. Также, пасхальные яйца Фаберже изготавливаются для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, семьи Ротшильдов, герцогини Мальборо и других ценителей ювелирного искусства.

На изготовление каждого яйца уходит практически весь год. Этим занимается целая команда ювелиров. Один из самых знаменитых её членов — выдающийся мастер Михаил Перхин. Также, в работе принимают участие Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин, и другие мастера.

Пасхальные яйца — наиболее известные, но далеко не единственные произведения Фабеже, вошедшие в историю ювелирного искусства. В 1905 году фирма изготавливает уникальный натюрморт: камень, на котором лежат яичница, гранёный стакан с недопитой водкой, закуска и недокуренная папироса. Натюрморт выполнен из дорогих материалов: кирпич — из яшмы, белок — из белого камня, желток — из янтаря, газета, рыбки, закуска и насекомые — из серебра, стакан и его содержимое — из хрусталя, а окурок — из хрусталя и кварца.

Примечательно, что фирма Фаберже выпускала не только дорогостоящие изделия для обеспеченных покупателей. В 1914 году на одном из заводов выпускались медные чарки.

Но вернёмся в 1885 год. Фирма Фаберже участвует в международной Нюрнбергской выставке, где, среди прочего, представляет копии скифских сокровищ. Именно они удостаиваются золотой медали. Затем следует череда успешных выставок, на которых изделия фирмы Фаберже получают заслуженные награды. Такой была выставка в Копенгагене 1888 года, а также выставка в Стокгольме (Швеция) 1897 года, где Карл Фаберже получает звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки.

Знаковой для Карла Густавовича Фаберже становится грандиозная выставка 1900 года в столице Франции. Её принято считать настоящим мировым триумфом отечественной ювелирной школы. Парижская гильдия ювелиров присваивает Карлу Фаберже звание «мэтра», а правительство Франции награждает мастера орденом Почётного Легиона.

В 1900 году происходит и другое важное событие — в Санкт-Петербурге, по проекту архитектора Карла Шмидта, который приходится Карлу Фаберже двоюродным племянником, возводится главное здание фирмы. На первых этажах располагаются мастерские и магазин, а остальную часть постройки занимают жилые комнаты семьи Фаберже.

С приходом советской власти это здание будет национализировано. Та же участь постигнет остальные фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе. В руки новой власти попадут практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий. Спасти от национализации удастся лишь небольшую часть работ, которую Евгений Фаберже, старший сын выдающегося ювелира, сумеет вывезти в Финляндию незадолго до этих событий.

Остановимся немного на детях Карла Фаберже. В браке с Августой Юлией Якобс у Карла Густавовича родилось четверо сыновей. Все они пошли по стопам отца. Старший сын — Евгений Карлович был талантливым портретистом и художником по украшениям. С 1887 по 1892 годы он обучается в «Петришуле», одной из старейших школ России, затем — на ювелирном отделении университета в Ханау (Германия), а также у мастеров Зайденберга и Оллилла в Хельсинки.

С 1894 года Евгений Карлович Фаберже работает на фирме отца. Его считают признанным знатоком ювелирного дела и часто приглашают в качестве эксперта на крупные международные выставки. Например, он работает экспертом на Стокгольмской выставке искусства и промышленности 1897-го года, которая проходит на острове Юргорден. А в 1900 году, на выставке в Париже, его награждают офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра.

Второй сын Карла Фаберже — Агафон, с 1898 года работает экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщиком ссудной кассы, а также оценщиком Его Императорского Величества по доверенности отца. На Парижской выставке 1900 года он удостаивается золотой медали. Отношения Агафона с отцом прекращаются после неприятной истории с кражей денег. Карл Фаберже винит в ней Агафона. Лишь через много лет в совершении этой кражи признаётся друг семьи Фаберже.

Агафон Карлович не покидает Россию вместе с остальными членами семьи. В 1922 году получает назначение на должность уполномоченного Гохрана, но уже в 1927 году вместе с супругой он вынужден перейти границу с Финляндией и обосноваться в Хельсинки.

Третий сын Карла Фаберже — Александр. Он руководит московским отделением фирмы. В 1919 году Александр назначен экспертом Наркомпроса. Как и остальным членам семьи, Александру Карловичу предстоит эмиграция. Из России он отправится в Париж.

Младший сын Карла Фаберже — Николай — был художником по ювелирным изделиям. С 1906 года он проживает в Англии, работает в лондонском филиале фирмы Фаберже. Там же, в Англии, Николай Карлович проходит обучение у американского художника Сэржанта.

На дворе сентябрь 1918 года. Совет народных комиссаров РСФСР издаёт декрет о начале красного террора и учреждает Революционный военный совет. Уже расстреляна семья императора. Опасаясь ареста, Карл Фаберже принимает решение покинуть Петроград. К этому моменту он уже не является хозяином своих магазинов и мастерских. Согласно распоряжению новых властей, которое появилось ещё в ноябре 1917 года, фирма перешла в руки комитета работников. Но уважение сотрудников к своему руководителю настолько велико, что к распоряжению относятся скорее как к досадному недоразумению. Это неудивительно, ведь Карл Густавович ценит талантливых сотрудников. Он даже платит жалованье ослепшему 82-летнему граверу, который работает в фирме с 25 лет. И это при том, что характер Фаберже трудно назвать мягким. Известно, что мастер носил с собой молоточек. Если изделие ему не нравилось, он без колебаний разбивал его.

Вначале путь Карла Густавовича лежит в Ригу, но после того как Латвию также захлестывают революционные события, Фаберже принимает решение ехать в Германию. Когда же революция добирается и до Берлина, Фаберже приходится продолжить своё вынужденное путешествие. Путь в Висбаден лежит через Франкфурт-на-Майне и Хомбург. К этому времени здоровье мастера ухудшается. Он переезжает в окрестности самого большого озера Альп — Женевского. Местный климат всегда славился благоприятным влиянием на здоровье.

Утром 24 сентября 1920 года, выкурив полсигары, величайший ювелир, Кавалер Ордена Святого Станислава 2 и 3 степеней, Кавалер Ордена Святой Анны 2 степени и ордена Почётного Легиона Петер Карл Густавович Фаберже скончался. Это случилось в Швейцарском городе Лозанна. Однако могила ювелира находится на кладбище Гран-Жас в Каннах. Именно там было решено придать тело земле.

После смерти мастера его сыновья Александр и Евгений открывают предприятие в Париже. Они не только продают старые изделия фирмы, но и изготавливают новые. Предприятие закрылось в 1960 году, когда умер Евгений Карлович.

Работы фирмы Фаберже навсегда вошли в историю мирового ювелирного искусства. Их отличает высокий художественный уровень и искусное исполнение. По решению советского правительства в 1920-1930-х годах многие изделия были изъяты из музейных фондов и проданы за границу. Сегодня они хранятся в частных коллекциях и крупнейших музеях мира. Тем не менее, шедевры Фаберже представлены и в России. Уникальная экспозиция работ фирмы хранится в Государственном музее Московского Кремля.

В конце 1980-х годов в Советском Союзе отмечается новая волна интереса к изделиям Фаберже. В 1989 году в Елагином дворце проходит первая в СССР выставка «Великий Фаберже»

В 2013 году в Санкт-Петербурге был открыт негосударственный Музей Фаберже, в который вошла коллекция собранная Малкольмом Форбсом и приобретенная российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году.

В 1996 году в Санкт-Петербурге открыт памятник Карлу Фаберже, а в 1998 году площадь, на которой он был установлен, получила название «Площадь Карла Фаберже».