Долгий путь к успеху

25 апреля Ассоциация «Гильдия ювелиров России» провела семинар «Экспорт ювелирных изделий — долгий путь к успеху. Как сделать первые шаги?». Как и ожидалось, явка оказалась высокой. Вопросы продвижения российской продукции на зарубежные рынки сейчас актуальны для многих участников рынка.

Деловая программа началась с выступления исполнительного директора Отраслевого отделения по драгоценным металлам и драгоценным камням ФМОС «Деловой России» Владимира Збойкова. В своей презентации он представил собравшимся анализ перспективных направлений сбыта отечественных ювелирных изделий, в частности: динамику российского рынка золотых и серебряных ювелирных изделий, долю отечественных ювелирных изделий в мировом масштабе экспорта, ёмкость потребительского рынка разных стран и многое другое.

Многих участников семинара интересовал опыт экспорта российских ювелирных изделий в Китай. В самом конце своего выступления Владимир Збойков дал экспертную оценку перспектив подобного сотрудничества.

Владимир Збойков: На 99% работа с Китаем — это имиджевая работа. По опыту компании «Алмаз-Холдинг» норма прибыли составила всего 0,23%. Затраты на НДС — 17%. Есть в Китае и потребительский налог, и ввозная таможенная пошлина, и агентский сбор на золото и серебро. Тут же можно вспомнить о транспортных расходах, и о проценте от продаж, если вы отдаёте своё изделие на реализацию. Наконец, есть в Китае налог на прибыль — 25%. В итоге,  изделие при попадании в Китай приобретает ещё 248% к своей первоначальной стоимости.

Ирина Фролова, эксперт Ассоциации «Гильдия ювелиров России», представила на семинаре презентацию, посвящённую вопросам таможенного оформления и государственного контроля экспорта ювелирных изделий. 

Ирина Фролова: К сожалению, нет никакой информационной системы, которая бы полностью определяла форму документации, которую нужно предоставить для прохождения государственного контроля. Если на сайте ФТС ещё можно найти какие-то списки необходимой документации, правила её оформления, то всё, что касается государственного контроля — сложнее. Теоретически есть правила ЕврАзЭс, но и они не всегда чётко прописаны. Нужно 8 документов для госконтроля, ещё 9 для таможенной декларации. Половина из этих документов дублируется. Это одни и те же документы, предоставляемые в разные организации. Причём, если в части таможенной декларации большую часть документов вы можете представить в электронном виде, через личный кабинет, то в случае с государственным контролем всё нужно предоставлять в бумажном виде.

Большой интерес на семинаре вызвало выступление представителя АО «Российский экспортный центр» Ирины Кашириной. Она напомнила, что несколько дней назад вышло постановление Правительства РФ, согласно которому АО «Российский экспортный центр» получил право субсидировать участие российских компании в зарубежных выставках. Кроме того, специалисты центра занимаются анализом внешних рынков, изучают востребованность продукции, риски ведения ВЭД, подготавливают специализированные аналитические обзоры и исследования. Ирина Каширина также рассказала о том, какие меры поддержки АО «Российский экспортный центр» может оказать участникам рынка в части продвижения продукции на внешние рынки.

После того, как презентационная часть семинара подошла к концу, участники мероприятия получили возможность обсудить интересующие их проблемы с представителями государственных и надзорных ведомств, а также поделиться личным опытом работы за рубежом. В этом смысле ярким и содержательным получилось выступление руководителя отдела внешнеэкономической деятельности компании SOKOLOV Светланы Виноградовой.

Светлана Виноградова: Вопросов много. Например, по тарифам к российским компаниям, предоставляющим транспортно-экспедиторские услуги, связанные с организацией перевозок ценностей. Вопросы по срокам оформления. Любая Европейская компания осуществляет доставку ювелирной продукции за 3-5 дней. Никто дольше ждать не будет. Что касается продвижения на внешних рынках, то для этого нужны инвестиции, взвешенный подход к маркетингу. Я слышала, что существует проект по созданию зарубежной розничной сети, в которой была бы представлена продукция российских ювелирных компаний. Было бы интересно услышать о нём подробнее.

Ситуацию по созданию розничной сети прокомментировал генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин: Из предыдущих презентаций можно сделать вывод, что основными направлениями для экспорта российских ювелирных изделий являются рынки Евросоюза и США. Другие рынки сейчас не перспективны. Что касается формата работы на этих рынках…можно заниматься продвижением своего товара посредством участия в международных ювелирных выставках. Можно искать покупателей в лице торговых сетей представленных на данных рынках. Но этот путь крайне долгий и сложный, а главное — крайне затратный. А с учётом нашего законодательства, регулирующего экспорт и временный вывоз, можно сказать — совсем бесперспективный. По мнению участников рынка, для достижения положительного результата необходимо идти напрямую в розничную торговлю, организовывать сеть магазинов, специализирующихся на торговле российскими ювелирными изделиями. Нужно создавать общий логистический центр под вывеской российского торгового дома. Для этого необходимо объединиться в синдикат из нескольких ювелирных компаний, так как даже крупные российские игроки не в силах поднять такой проект в одиночку. Гильдия ювелиров готова стать площадкой для создания такого синдиката. 

После окончания семинара участники около 40 минут не покидали аудиторию, продолжая обсуждать интересующие их проблемы. Это наглядно свидетельствует о том, что в настоящее время существует множество вопросов, без решения которых об эффективном выходе российских ювелирных компаний на внешние рынки говорить как минимум преждевременно.