Вердикт ювелиров: признанию проб – нет, маркировке QR кодом – да!

01 февраля 2017 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Основными темами, вокруг которых развязалась дискуссия, стали вопрос ожидаемого взаимного признания национальных пробирных клейм на пространстве Евразийского экономического союза и вопрос целесообразности участия ювелирной отрасли в пилотном проекте маркировки товаров на пространстве Евразийского экономического союза.

Сторонники отказа от взаимного признания пробирных клейм на пространстве Евразийского экономического союза приводили следующий аргумент: процедура опробования и клеймения в Российской Федерации российским пробирным клеймом защищает российского потребителя, вне зависимости от того, кто и где изготовил изделия, попавшие на российский внутренний рынок. Причем необходимость опробования и клеймения всех ювелирных изделий для российского рынка, вне зависимости от того, где их произвели, даже несколько выравнивает затратно-временные ресурсы российских производителей и импортеров.

В ответ сторонники введения взаимного признания национальных пробирных клейм парировали: тогда по виду клейма на изделии российские покупатели смогут сразу понимать, откуда это изделие. Таким образом, изделия, произведённые за пределами России, получат идентификационный признак. Вкупе с обязанностью продавца указывать страну происхождения, российский покупатель получит более полную информацию о происхождении этого товара. Следовательно, в условиях повышенного доверия к отечественным ювелирам, российские производители только усилят свои позиции. Даже наоборот: России нужно отказываться опробовать и клеймить ювелирные изделия не российского производства, чтобы только наши украшения имели российское государственное пробирное клеймо…

Тем не менее, большинством голосов победила первая точка зрения: Гильдия официально не поддерживает взаимное признание национальных пробирных проб стран Евразийского экономического союза.

Второй вопрос (возможное введение информационной маркировки ювелирных изделий) обсуждался в двух плоскостях: нужна ли ювелирным изделиям дополнительная маркировка как таковая, и если нужна – то какая.

Противники введения информационной маркировки указывали на неизбежность увеличения затрат бизнеса при ее введении, ожидаемые сложности организационного процесса.

Сторонники введения информационной маркировки аргументировали свое мнение тем, что в условиях фактической либерализации доступа на российский рынок зарубежных ювелирных изделий в рамках новаций Евразийского экономического союза, необходимы дополнительные меры защиты законности оборота ювелирных изделий.

Чашу весов в пользу поддержки Гильдией участия в пилотном проекте по маркировке склонило озвучивание реальной альтернативы: IT контроль через маркировку все равно со временем будет введен, и лучше пусть это будут бесплатные напечатанные на бирке QR коды, чем дорогостоящие RFID-чипы. В итоге Совет Гильдии принял решение по данному вопросу: поддержать пилотный проект по маркировке ювелирных изделий с помощью QR кодов.